Смета проекта: важный фактор успешного строительства и контроля расходов
Проект начинается с замысла, подготовки предпроектной документации, проектирования и разработки проектной документации. Смета разрабатывается по данным проектирования и представляет собой перечень работ, необходимых для выполнения проекта. Перечень работ формируется частями, которые в смете разбиваются на разделы локальной сметы, локальные сметы, объектные сметы и аккумулируются в Сводную смету. Такая разбивка работ по группам работ составляет WBS проекта - Структуру разбивки работ (Work Breakdown Structure). Работа состоит из ресурсов (материальных, трудовых, машинных) и накладных расходов, необходимых для выполнения работы, стоимость которых определяет стоимость работы, а общая стоимость работ определяет стоимость проекта. То есть Смета - это документ, содержащий перечень работ, материалов и услуг, необходимых для выполнения проекта или строительной работы, а также плановые стоимости этих элементов. Для составления сметы используются специализированные программные продукты такие как "Смета", "Сметные технологии" и другие. Эти продукты предназначены для составления сметы и формирования проектной документации, такой, как сама смета, акты выполненных работ, их специализированные формы КБ2в, КБ3в, акты по списанию материалов на работы - формы М19 и М29. Также смета является обязательным приложением к договору между заказчиком и строительной компанией. Но потребность в оперативном учете выполнения работ, учета материалов, взаиморасчетов по проекту и другие потребности учета такие специализированные программы не закрывают.
В программе Dedal Construction Project Management Software (далее Dedal CPMS) возможно создать смету с помощью Плана работ. Этот объект системы выполняет несколько функций, то есть имеет несколько сущностей:● сметы;● планирование работ в периоде; планирование ресурсов;● финансовый план - экономическая суть (доходы-расходы = маржинальность);● фактическое выполнение работ - план\фактный анализ. В данной статье мы рассмотрим только функцию составления сметы. Смету в программе возможно создать такими вариантами:● загрузить из файла;● сформировать непосредственно в программе, то есть вручную, или с использованием нормативных сборников;● с использованием из шаблона.
Загрузка сметы из файла
Если для составления сметы используются специализированные системы, то смету в формате Outbox.xls, или xml возможно загрузить в систему через обработку по определенному Проекту. В данном случае структура работ, так называемая WBS, будет сформирована на основе разделения работ по объектным, локальным и разделам локальных смет (Дерево работ). Работы, физические объемы по работе и полная стоимость работы составляют таблицу Работ. Материальные, трудовые и машинные ресурсы, нормы затрат на единицу физического объема работы, общее количество затрат на работу, цена и сумма затрат по каждому ресурсу - составляют прямую стоимость работ.
Смета загружается в полном объеме с учетом Накладных. В специализированных сметных системах часто используют материал по расценкам работы, но при оперативном учете это не удобно, поэтому все материалы по расценке вносятся, как ресурсы в работу, которая находится выше материала по расценке. Но при загрузке возможны оба варианта, как в смете, так и материалы в работе.При загрузке Накладные не рассчитываются, а добавляются фиксированной суммой к каждому виду работ, как указано в смете.
Фиксируем в системе Проект и Версию проекта, по которому загрузили смету, и сохраняем данные.
Смета готова, стоимость сметы должна совпасть с общей стоимостью Сводной сметы.
Отчет "Данные проекта: Иерархия" отображает полную информацию по Смете.
Создать План работ вручную
Заполнить основную аналитику проекта
Указать проект, версию проекта, Заказчика проекта, типы цен для расчета себестоимости и реализации, и другую проектную аналитику в закладке "Основное":
Создать Структуру проекта в Плане работ
Напомним, что Структура работ (WBS) проекта или Дерево работ формируется на основе разделения работ по объектным, локальным и разделам локальных смет, поэтому такой принцип для разделения работ используется и для формирования сметы непосредственно в системе. При формировании структуры используются классификаторы, которые позволяют, во-первых, в будущем сгруппировать затраты или денежные средства по аналитике этих классификаторов; во-вторых, сравнить суммы затрат\расходов по аналитике классификаторов по разным проектам, в-третьих, уменьшить количество ошибок при установлении связей между работами при планировании проекта во времени. На практике это выглядит так:
Такая архитектура позволяет анализировать затраты по проекту не только по структуре WBS, но и по пересечению аналитик, например собрать все затраты по Вертикальным конструкциям по Этажам, Кровле, и прочее.
Названия семи классификаторов (группа справочников - Классификаторы) задает сам пользователь в справочнике Названия классификаторов.
Добавить Работы
Работы можно внести непосредственно в План работ или выбрать соответствующий Нормативный сборник. Работа обязательно привязывается к Дереву работ. По работе указывается единица измерения и физический объем работы. Если работа выбрана из Нормативного сборника, то единица объема уже указана в справочнике.
Нормативные сборники пользователь вносит вручную в справочник Нормативные сборники, или можно сформировать из Шаблона работ по функции Создать нормативные сборники из Шаблона работ. В этом случае по каждой работе, которая есть в Шаблоне работ, будут сформированы Нормативные сборники с единичными расценками и ресурсами и их нормами, необходимыми для выполнения работы.
Добавить ресурсы к каждой работе, указав единицу измерения ресурса
По каждой работе указываем ресурсы, необходимые для выполнения работы, или выбираем ресурс из справочника Ресурсы и указываем нормы расхода, или они уже будут заполнены из Нормативной сборки. Ресурсы предварительно можно внести в справочник Ресурсы.
Указать Цены ресурсов
Стоимость работы рассчитывается ресурсным методом, то есть это общая стоимость всех ресурсов и стоимость Накладных. Цену по ресурсам можно указать двумя способами:● напрямую в Плане работ, по каждому ресурсу вручную в соответствующих местах, ● или цена заполняется автоматически, если по ресурсам будет заполнена таблица Цены ресурсов по типу цен, который будет указан в справочнике Проекты.
Указать цены по ресурсам в таблице Цены ресурсов по типам цен возможно вручную, или загрузить из файлов excel.
При указании цены обращайте внимание на дату фиксации цены и на Тип цены, по которому фиксируют значения.Цены можно указывать как для расчета себестоимости работ, так и для расчета стоимости реализации работ, в зависимости от типа цены, по которой фиксируются цены, и от типов цен, которые указаны в справочнике Проекты.
В Плане работ по функции Обновить обновляется цена на указанную дату по типу цены, которая указана в Проекте.
Добавляем Накладные
Накладные - это накладные расходы, которые рассчитывают в зависимости от базы прямых затрат, а также налоги и доходы (сметная прибыль), который также рассчитывается от базы прямых и накладных расходов.
Накладные добавляют расходы к прямым затратам и в результате мы получаем полную стоимость работ и в целом проекта. Накладные могут быть затратами, НДС, Сметной прибылью (далее СП). Накладные могут привязываться как к ресурсу, работе, ветке работ, так и проекту в целом.
Базой для расчета Накладных могут быть материальные затраты, прямые затраты, заработная плата рабочих, машинистов, все составляющие сметы, включая СП. При назначении Накладных на работы, выполняется автоматический расчет стоимости Накладных и стоимости работы\проекта с Накладными.
Справочник Накладные расходы заполняется пользователями и может использоваться в различных проектах.
На этом Смета готова!
Шаблон Плана работ
Создание шаблона
Смету можно сохранить как смету, или как Шаблон, и использовать в дальнейшем при создании смет по другим типовым проектам. Также есть возможность сформировать шаблон на базе сметы по проекту по функции Создать шаблон нормативный.
Создание Плана работ с использованием Шаблона
Шаблоны проектов хранятся в списке Шаблоны проекта.
Создать смету проекта по Шаблону возможно по функции Создать по шаблону, при этом указав, по какому именно проекту. Шаблоны по всем работам имеют единичные объемы работ, пользователь указывает реальные физические объемы по каждой работе.
В следующих статьях мы рассмотрим планирование проекта во времени, передачу работ на субподряд, планирование потребности в ресурсах.
Хотите получить бесплатную консультацию по автоматизации бизнеса?